Экзаменационные требования
к поступающим на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты»
Диагностика музыкального слуха (мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия (от 1-2х баллов);
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий (3 балла);
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий (от 4-5ти баллов).
Диагностика чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (от 4-5ти баллов);
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень (3 балла);
адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень (от 1-2 баллов).
Диагностика музыкальной памяти
«Запомни»
Цель: выявление уровня сформированности музыкальной памяти.
- Стимулирующий материал
Педагог играет ребёнку короткий мелодический фрагмент
Критерии оценки:
- способность сразу запомнить большой объем музыкальной информации,воспроизводит ее качественно и быстро - высокий уровень (от 4-5- ти баллов);
- воспроизведение музыкальной информации по частям,избирательно,допускает ошибки - средний уровень (3 балла);
- искажение музыкального текста, неумение воспроизводить музыкальную информацию без ошибок - слабый уровень (от 1-2х баллов).
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от соответствующей проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме (от 1-2 баллов);
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (3 балла);
- высокий уровень (от 4-5ти баллов) эмоциональной отзывчивости характеризуется соответветствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
1.оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
Экзаменационные требования
к поступающим на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Диагностика природных и физических данных.
Цель: выявить степень развития природных и физических данных: выворотность в стопе, бедрах; подъем стопы, растяжка; гибкость, высота прыжка.
Преподаватель подводит ребенка к станку и предлагает сделать некоторые упражнения, для выявления природных и физических данных (наклон, прыжок, натянуть носок, поднять высоко ногу).
Критерии оценки:
- низкий уровень: ребенок обладает только одним или двумя физическими данными:
- средний уровень: у ребенка нет одного или двух из перечисленных физических данных;
- высокий уровень: у ребенка есть все из перечисленных физических данных.
Диагностика чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (от 4-5ти баллов);
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень (3 балла);
адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень (от 1-2 баллов).
Диагностика музыкальной и двигательной памяти.
Цель: выявление уровня сформированности музыкальной и двигательной памяти.
Стимулирующий материал.
Преподаватель показывает ребенку короткий танцевальный элемент.
Критерии оценки:
- низкий уровень: искажает танцевальные движении, не умеет воспроизводить танцевальные движения без ошибок (1-2 балла);
- средний уровень: воспроизводит танцевальные движения по частям, избирательно, допуская ошибки (3 балла);
- высокий уровень: способность сразу запомнить большой объем танцевальных движений, воспроизводить все качественно и быстро (4-5 балла);
Диагностика артистизма и эмоциональной отзывчивости на музыку.
Цель: выявление артистизма через восприятие музыкального произведения, изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и передать характер каждого произведения через движения, рассказать, какие образы представляются во время звучания музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребенка от соответствующей проекции своих состояний или его неспособностью даже на простейшее самовыражение своих впечатлений в двигательной форме (от 1-2 баллов);
- средний (нормативный) уровень характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, мыслеобразов посредством танцевальных движений (3 балла);
- высокий уровень (от 4-5ти баллов) эмоциональной отзывчивости характеризуется соответветствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки, креативным самовыражением мыслеобразов в двигательной форме.
Диагностика двигательного мышления и импровизация.
Задание №1. Определить характер музыки через движение.
Ребенку предлагается прослушать определенную танцевальную музыку и посредством танцевальных движений, определить к какому танцевальному направлению относится данное музыкальное произведение.
Задание №2. Придумать танец на заданную мелодию (импровизация)
Критерии оценки:
- низкий уровень (от 1-2 баллов): неумение передать характер музыкального произведения, неспособность к импровизации;
- средний (нормативный) уровень (3 балла): ребенок не совсем точно передает характер музыкального произведения, делает паузы;
- высокий уровень (от 4-5ти баллов): способность сразу передать характер музыкального произведения, умение показать наиболее подходящие движения для определенного танца.
Экзаменационные требования
к поступающим на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства
«Живопись», «Декоративно-прикладное творчество»
При приеме на художественное отделение с целью обучения по образовательной программе в области искусств, образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, приобретенных им за пределами образовательного учреждения, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости, и физических данных, которые могут позволить ему обучаться.
Отбор детей проводится в форме выполнения ими творческих заданий на очных вступительных испытаниях по предметам:
«рисунок» (рисунок выполняется графитным карандашом на формате А4), «композиция» (тематическая композиция выполняется на формате А4 в свободной технике и художественными материалами по выбору конкурсантов (акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, графитный карандаш, гелиевая ручка и т.п.).
Художественными материалами ребенка для участия в творческих испытаниях обеспечивают его родители.
Критерии оценки:
- Уровень выполнения работы – 5 баллов.
Рисунок: натюрморт закомпонован на формате правильно; соблюдены пропорции предметов; объем предметов передан с помощью штриха и тональных пятен;
Композиция: творческая работа глубоко раскрывает объявленную тему, показывает правильное владение выбранной техникой исполнения.
- Уровень выполнения работы – 4,5 балла.
Рисунок: присутствуют отдельные недочеты в компоновке предметов или допущена растушевка.
Композиция: творческая работа раскрывает объявленную тему; показывает некоторые недочеты исполнения в выбранной технике.
- Уровень выполнения работы – 4 балла.
Рисунок: в рисунке натюрморта допущен серьезный недочет (неудачная компоновка натюрморта на листе, или неправильное расположение предметов натюрморта, или нарушена конструкция предметов), но выявлен объем предметов.
Композиция: творческая работа раскрывает объявленную тему, но показывает недочеты исполнения в выбранной технике или слабо раскрыта тема при высоком техническом исполнении.
- Уровень выполнения работы – 3,5 балла.
Рисунок: присутствует 2-3 серьезных недочета (неудачная компоновка натюрморта на листе, или неправильное расположение предметов натюрморта, или нарушена конструкция предметов), но выявлен объем предметов.
Композиция: творческая работа слабо раскрывает объявленную тему; но показывает правильное владение выбранной техникой исполнения или творческая работа раскрывает объявленную тему; но показывает слабое владение выбранной техникой исполнения.
- Уровень выполнения работы – 3 балла.
Рисунок: работа выполнена, но по всем параметрам допущены ошибки.
Композиция: творческая работа слабо раскрывает объявленную тему; показывает слабое владение выбранной техникой исполнения.
- Уровень выполнения работы – 2 балла.
Рисунок: в работе присутствует только линейное построение и частичное тональное решение.
Композиция: творческая работа не раскрывает объявленную тему, показывает слабое владение выбранной техникой исполнения.
- Уровень выполнения работы – 1 балл.
Рисунок: в работе присутствует только линейное построение.
Композиция: творческая работа не раскрывает объявленную тему, показывает очень низкий уровень исполнения.
- Уровень выполнения работы – 0 баллов.
Рисунок: работа не выполнена.
Композиция: работа не выполнена.
Творческие задания по рисунку:
Задание: выполнить с натуры рисунок предмета простой формы (крынка, ваза и т.п.) без фона.
Необходимые материалы: канцелярские кнопки, простые карандаши Т (Н), ТМ (НВ), М (В), ластик, точилка или резак.
Размер листа бумаги: формат А3 (1/4 листа).
Требования:
- суметь гармонично расположить предмет на листе бумаги (посередине, не слишком крупно, не слишком мелко)
- правильно передать пропорции и объёмную форму предметов, тон.
Творческие задания по композиции:
Задание: выполнить композицию на заданную тему (с обязательным включением в композицию нескольких фигур людей).
Необходимые материалы: канцелярские кнопки, простые карандаши Т (Н), ТМ (НВ), М (В), ластик, точилка или резак, акварель или гуашь (по выбору), кисти – беличьи или колонковые, потоньше - №2 или №3, потолще - №5 или №6.
Размер листа бумаги: формат А3 (1/4 листа).
Требования:
- выразить свой замысел, используя собственные наблюдения и воображение;
- суметь грамотно расположить элементы композиции (фигуры, предметы) на листе бумаги;
- правильно передать пропорции фигур и предметов;
- передать пространство в композиции при помощи цветовых и тональных отношений.
*Бумага для экзаменов выдаётся в школе, перед проведением экзамена.
Творческие задания выполняются поступающими очно, в течение 2-х академических часов. Академический час – 45 минут, 10 минут перемена.
Критерии оценивания работ при отборе детей. Умения и навыки детей должны соответствовать объему начальной школы с учетом ФГТ:
- по рисунку должны уметь компоновать предметы на листе, передавать пропорции предметов, передавать их тон;
- по композиции должны уметь организовать плоскость листа, уметь выделить главное в композиции, уметь творчески подойти к решению заданной темы.
Проходной балл определяется комиссией в ходе просмотра, на основании квоты набора. Критерии оценки при отборе работ: каждый пункт – 1 балл:
1. Сложность, оригинальность композиции, сюжета.
2. Умение узнаваемо передавать пропорции людей, животных в несложных
движениях.
3. Передача образов героев, настроения в работе.
4. Начальные навыки работы художественными материалами (акварель,
гуашь).
5. Законченность работы
Формы творческих заданий и их содержание для поступающих детей в возрасте 6 лет 6 месяцев:
• просмотр самостоятельно выполненных творческих домашних работ (вид, жанр, склонность к фантазии, выдумке)
• беседа по вопросам (один-два) с целью выяснения приоритетов в изобразительной направленности: живопись, дизайн, декоративно-прикладное искусство
• творческое задание: сюжетная композиция или несложный натюрморт, выполненные в технике акварели или гуаши, материал- бумага (элементарные понятия о цвете и пространстве; нестандартное решение задания); лепка из глины: игрушка, сказочный сюжет (образ, умение выполнить задуманное).